Испанский язык

Орфографические игры




Орфографические игры – это игры, направленные на освоение правописания слов. Они способствуют формированию и развитию речевых и произносительных навыков, активизируют мыслительную деятельность учеников. Наиболее эффективно их использование на начальном этапе обучения иностранному языку. Более того, применение орфографических игр в 3-4 классе поможет учителю сделать предмет интересным и любимым детьми. Мы предлагаем следующую классификацию (см. приложение 1):

1. Самыми простыми являются игры, направленные на изучение алфавита. Примером может служить игра:

Ø   Алфавитные гонки. Буквы алфавита (пластиковые буквы или карточки с буквами) складываются в «волшебный сосуд» (миска, красивая кастрюля и т.д.). Дети по очереди под­ходят к «сосуду», достают любую букву, записывают ее на доске (прописную и строчную). Можно попросить других детей назвать ее вслух. Игру можно усложнить, составляя из букв слова. Это будет способствовать правильному написанию слов и развивать зрительную память.

Ø   Алфавит. Учитель должен иметь два набора карточек с буквами алфавита. Класс делится на две команды. Каждая команда получает один набор карточек. Ученики выстраиваются на возможно дальнем расстоянии от доски. Когда учитель произносит слово, скажем, "pelota", ученики с соответствующими буквами бегут к доске и составляют это слово. Команда, составившая слово первой, получает количество очков по числу букв в слове.

Ø   Буквы рассыпались. Преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: "Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы". Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: "Кто быстрее догадается, какое это было слово?" Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.

Ø   Найди пару. Каждому игроку раздаются карточки и карандаш. Надо найти и обвести кружочком букву, указанную в облаке. Выигрывает тот, кто первый выполнил задание и у кого все буквы обведены правильно (см. приложение 2).

2. Выучив алфавит можно развивать умение услышать в слове определенный звук с игрой:

Ø   Ловушка. Учитель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются учителем в зависимости от темы занятия.

3. Также существуют игры, развивающие умение определять количество слогов в слове.

Ø   Раздели правильно. Учитель говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Ø   Посели в домик. Учитель вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить,  сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

4. В следующих играх дети должны будут составлять слова, развивая тем самым правописание.

Ø   Составитель. Учитель пишет на доске слово, например, "representante". Учащиеся составляют новые слова из букв данного слова. Предложения учащихся записываются на доске. Выигрывает предложивший последнее слово. Из данного слова можно составить следующие слова: presente, test, parte, raer, etc.

Ø   Из двух – третье. Эта игра по смыслу очень близка к отгадыванию шарад. Поэтому приведенные в ее описании слова можно использовать и для игры в шарады. Подбираются сложные существительные, которые можно разделить на две части, причем каждая из них может быть самостоятельным словом. Части слова пишутся на листках бумаги и раздаются участникам игры. Каждый должен отыскать себе партнера, у которого на листке написана вторая часть слова. Выигрывает пара, которая сделает это быстрее других.

Ø   Лестница. Участники выстраивают на классной доске "лестницу" из слов. Каждое слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Лестница выглядит примерно так:

A

M

O

R

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

O

L

O

R

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

M

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A

N

I

M

A

L

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

O

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

A

R

A

N

J

A

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

T

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

O

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R

U

M

O

R

 

etc.

Чтобы у играющих был стимул писать более длинные слова, очки целесообразно давать за каждую букву. Если слово написано неправильно, команда очков не получает.

Ø   Приставная лестница. Учитель пишет на доске короткое слово. Следующее написанное под ним слово должно быть длиннее на одну букву. При этом в каждом последующем слове разрешается заменять любые буквы, кроме первой. Например:

al

sal

ala

sala

alma

salar

altar

salero

altura

salario

amapola

sociedad

autocasa

sagacidad

asistente

salamandra

Написавший последнее слово получает одно очко.

Ø   Две первые буквы. Учитель просит учащихся придумать слова, у которых первые две буквы одинаковы с написанным на доске слогом. Например:

ba

se

bacalao

secar

bacteria

secretario

baile

secreto

balada

seda

balsa

seguro

Выигрывает ученик, написавший слово последним.

Ø   Гребень. Класс делится на две-три команды. В зависимости от числа команд на доске два или три раза пишется какое-нибудь длинное слово. Например:

E

J

E

R

C

I

C

I

O

 

E

J

E

R

C

I

C

I

O

C

O

L

I

A

R

O

D

N

 

D

A

N

I

I

D

I

G

B

O

V

L

O

M

A

C

E

C

 

A

R

T

C

E

E

N

U

J

 

E

A

 

A

 

H

A

E

 

D

D

R

O

L

A

C

A

E

 

N

 

 

 

 

E

 

 

 

 

I

A

 

O

L

O

L

T

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

R

 

 

 

 

 

O

За каждое правильно написанное слово дается одно очко. Дополнительно три очка дается команде, которая первой заполнит "гребень".

Ø   Добавь согласные. Учитель пишет на доске гласные буквы. Добавив недостающие согласные, ученики получают слово. Выигрывает ученик, написавший последнее слово ряда. Далее он должен прочитать все слова. За всю работу он получает пять очков. одно очко может быть снято за каждую допущенную ошибку. Например:

ia

ue

ie

viaje

fuego

pliego

confianza

ruego

viejo

lluvia

muerte

bien

piano

cruel

griego

Ø    4 х 4 = 16. Учитель пишет на доске слово из четырех букв, например "cola". Ученики должны написать по четыре слова на каждую букву за отведенное им время (песочные часы могут сослужить службу).

с

o

l

a

cabeza

oasis

lejos

antena

cada

ocaso

letra

antemano

calamar

ocio

libro

astro

contacto

oro

liso

atlas

Сначала ученики пишут слова на листе бумаги. Первый ученик, придумавший все слова, выписывает их на доске. За каждую правильно написанную колонку он получает четыре очка, за каждую допущенную ошибку у него снимается одно очко. Заметивший и исправивший ошибку ученик получает одно очко.

Ø   Намекни. Один из учащихся, водящий, выходит из класса, остальные задумывают слово, например "libro". Когда он возвращается, игроки называют несколько слов, в которых есть первая буква задуманного слова, которое ему надо отгадать. Таким же образом он находит все остальные буквы задуманного слова и получает столько очков, сколько букв в слове:

malo

cinco

abordo

rosa

cosa

listo

perico

bonito

contorno

foto

cola

dicha

tubo

pero

paso

l

i

b

r

o

Ø   Используй букву, составь слово. Выбирается буква, которой отводится по счету место в слове. Например, "La letra "i" es la segunda en las  palabras". Ученики по очереди пишут на доске слова, где буква "i" стоит второй по счету. Таким же образом пишутся слова, где, скажем, буква "r" будет третей, а буква "e" – четвертой. За каждое слово дается одно очко.

b

i

en

ga

r

aje

pur

e

za

b

i

gote

ba

r

ato

pen

e

trar

h

i

jo

en

r

edo

del

e

ite

p

i

el

fa

r

ol

gem

e

lo

p

i

caro

li

r

a

def

e

nsa

s

i

erra

ma

r

ca

mac

e

dero

Ø   Телеграммы. Преподаватель пишет на доске какое-нибудь слово. Каждый играющий должен придумать телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы слова, написанного на доске, второе – со второй и т.д. Можно усложнить игру так, чтобы каждый придумывал несколько телеграмм.

Ø   Вставь букву. Образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово. Например:

c…ma, plu…a, li…ro, pu...rta (cama, pluma, libro, puerta)

5. Существует большое количество игр, в которых так или иначе необходимо преобразовывать слова.

Ø   Анаграммы. В игре используются слова, при изменении порядка букв в которых получается новое слово. Игроки получают от учителя карточку с такими словами. Каждое слово выписывается на доске, и из него образуется новое. Задание надо выполнить за установленное время. За каждое правильно измененное слово дается одно очко. При этом игрок должен знать значение придуманных слов. Можно использовать, например, такие слова:

gato – gota

moto – tomo

Игру целесообразно проводить между двумя командами.

Ø   Метаграммы. Метаграммы – слова, получающиеся при замене одной буквы другой.

Выполните цепочку превращений, меняя при каждом ходе только одну букву. Все промежуточные слова должны быть значимыми, например: mamá – mapapapá.

Lobo … toro; pulga … mosca; día ... mes … año ... era.

Ø   Псевдоанаграммы. Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами:

alnu      paam      onam      mulap

upsema      dabenar      teroazc

Ответы: luna, mapa, mano, pluma, espuma, bandera, corteza.

Ø   Палиндромы. Составьте слова и фразы, которые одинаково читаются слева направо и справа налево.

Например:

· na, arenera, ananá, oso, radar, reconocer, rotor, salas, seres, somos, sometemos, la sal

· Ojo rojo

· Luz azul

· Échele leche

· A ti no, bonita

· La ruta natural

· Amó la paloma

· Anita lava la tina

· Yo hago yoga hoy

· Somos o no somos

· La moral, claro, mal

· Adán no cede con nada

· Ana lleva al oso la avellana

· .La ruta nos aportó otro paso natural

· Adivina ya te opina, ya ni miles origina, ya ni cetro me domina, ya ni monarcas, a repaso ni mulato carreta, acaso nicotina, ya ni cita vecino, anima cocina, pedazo gallina, cedazo terso nos retoza de canilla goza, de pánico camina, ónice vaticina, ya ni tocino saca, a terracota luminosa pera, sacra nómina y ánimo de mortecina, ya ni giros elimina, ya ni poeta, ya ni vida

6. Многие игры можно немного изменить и направить на изучение какой-либо темы. Например, следующие игры облегчат изучение числительных.

Ø   Что пропало? На доске расставлены карточки с циф­рами от 1 до 12 в разброс. Учитель просит детей закрыть глаза и убирает любую циф­ру. Выигрывает тот, кто первым правильно назовет исчезнувшее число. Победивший имеет право заменить учителя и продол­жить игру. Игру можно усложнить, убирая не одну, а 2 - 3 цифры.

Ø   Память. Детям раздаются карточки с числами, например от 3 до 7, но у одних числа напи­саны цифрами, а у других эти же числа на­писаны прописью, например:

5 – cinco – 7 – siete и т.д.

Задача учеников – найти свою пару. Те, кто нашли первыми друг друга, – выигры­вают.

Ø   Напиши число. Группа делится на две команды. На дос­ке две колонки чисел, например:

1

2

3

4

5

5

6

7

8

9

Каждая команда пишет наперегонки рядом эти числа прописью. Затем команды проверяют друг у друга правильность на­писания. Выигрывает команда, допустив­шая меньше всего ошибок.

Ø   Что пропущено? На доске запись:

u_o

_ _s

tr_ _

n_e_e

Каждая команда должна не только заполнить пропуски, но и написать рядом соответствующее число. Побеждает та команда, которая быстрее справится с зада­нием и допустит меньше всего ошибок. Участники игры самостоятельно исправ­ляют ошибки.

Ø   Какое числительное? Игру можно проводить фронтально, в парах, в группах. Учащиеся получают кар­точку, где написано какое-либо числитель­ное, но буквы в этом названии перепутаны ioccn, zide и т.д. Кто быстрее правильно за­пишет данное слово?

Ø   Мы рисуем змейку. Учащиеся рисуют дома красивую, разно­цветную змейку из чисел и дарят ее соседу по парте, который должен разбить змейку на отдельные числа и записать их. Например:


 


Ø   Составь числительное. Ребята делятся на две команды. Каждая команда готовит дома карточки с названи­ем числительных, например: once, ocho, dos и т.д.

Затем все карточки в классе разрезают­ся на отдельные буквы и перемешиваются, команда должны быстро и правильно со­брать числительные.

7. Следующая группа игр объединяет в себе различные таблицы, например, кроссворды, сканворды и т.п.

Ø   Алфавитный суп. Необхо­димо найти слова, спрятанные в клет­ках. Сетки следует подготовить заранее (их можно найти и в специальных жур­налах). Координатная сетка содержит на первый взгляд беспорядочный набор букв. Играющим предлагается найти в сетке по горизонтали, вертикали, диа­гонали и т. д. спрятанные слова. (Уро­вень сложности может определить учи­тель.) Предпочтительнее использовать слова, относящиеся либо к одной теме, либо изучаемые в рамках одной учеб­ной единицы. Когда учащийся найдет слово, он должен отметить его на сетке (обвести или зачеркнуть все буквы одной линией). Приведем пример:


A

J

O

A

R

 

T

I

G

R

E

              tigre

O

R

T

B

A

              gato

G

A

T

O

R

              jirafa

I

F

G

C

E

              cobra

F

A

C

J

D

 

 

Ø   Волшебный квадрат. Расставьте в свободных клеточках квадрата буквы так, чтобы в столбцах и строках с одинаковыми номерами были записаны одинаковые слова.


M

A

N

O

A

 

 

 

N

 

 

 

O

 

 

 

Ответы: mano, abad, nave, oder.

Ø   Составление кроссворда. Дети составляют кроссворд дома (ограниченное количество слов), оформляют его. На уроке учащиеся обмениваются кроссвордами и разгадывают их. Победителем становится ученик (группа), который (которая) быстрее отгадает все слова.

Необходимо нарисовать два кросс­ворда на доске, в каждом по 25 клеточек. Класс делится на две группы. По коман­де учителя первый игрок в каждой из команд бежит к своему «кроссворду» и пишет слово, возвращается на место и передает мел другому игроку и т.д.

Цель игры: написать как можно больше слов. Слова можно писать по горизонтали и вертикали. При подсчете очков один балл присваивается команде за каждую букву в написанном слове. Например:


N

E

G

R

O

 

R

 

A

 

 

A

 

M

 

 

I

H

A

 

 

 

 

 

 

 

Negro = 5, rama=4, era = 3, ahí = 3.

Ø   Фигурное письмо. Дети всегда любят что-то необычное. Как правило, записи в тетрадях делаются в одну линию. Можно предложить уча­щимся написать слова или предложения в том порядке, в каком им вздумается. Записи могут быть в форме какого-либо животного или предмета. На первых порах можно раздать им заготовки, кото­рые они должны заполнить, например, это может быть листочек, вырезанный в форме животного или пунктирный рису­нок на листе бумаги или любая другая форма. Главное - нужно использовать фантазию детей (см. приложение 3).

8. В следующей группе игр заданием является написание большого количества слов. Это могут быть диктанты или тематический подбор слов.

Ø   Немой диктант. Может проводиться двумя способами:

1. Учитель показывает картинки. Слова, обозначающие их название, уже известны детям. Каждая картинка предъявляется в течение 10-15 секунд. Затем учащиеся записывают эти слова в тетради.

2. Этот способ целесообразнее исполь­зовать, когда дети уже хорошо знают гра­фический образ слов и умеют их читать. Детям демонстрируются крупно написанные слова на карточках. В течение 5 10 секунд ученики стараются залом­ить слова, а затем карточки убирают, а дети записывают эти слова по памяти.

Ø   Диктант на память. Также можно проводить двумя способами:

1. На доске записываются слова (не более 5), которые произносятся детьми хором, дается 30 секунд для запомина­ния, затем слова стираются с доски, а дети записывают их по памяти.

2. Каждый ребенок получает индиви­дуальную карточку со словами (не более 7), ему дается время (не более 1 мину­ты) для ознакомления со словами, затем карточки забираются, а дети пишут эти слова по памяти.

Ø   Бинго. Дети чертят у себя в тетради квад­рат из девяти клеточек (клетки должны быть такого размера, чтобы в них уме­щалось слово средней длины). За одну минуту дети должны заполнить квадрат с лексикой на заданную учителем тему. Затем учитель называет слова по бук­вам. Те дети, у которых слово записано правильно, вычеркивают его. Выигрывает тот ребенок, кто быст­рее всех вычеркнет все слова и крикнет: "bingo".

Ø   Капитан. Класс делится на команды. Каждая команда выбирает своего капитана. Они подходят к учителю и выбирают листо­чек, на котором записано название темы (фрукты, числа, цвета, животные и т.д.). Капитаны возвращаются к своей коман­де и сообщают ей тему. По знаку учителя капитаны идут к доске и пишут пер­вое слово по своей теме, подсказанное командой, затем они снова возвращаются к своей команде за следующим словом, и т.д. Выигрывает та команда, которая напишет правильно большее количество слов по предложенной теме.

Ø   Детективы. Первый вариант игры: на столе раз­ложены предметы. Дети смотрят на них одну минуту, затем учитель накрывает их, а ученики записывают названия предметов по памяти. Выигрывает тот ученик, кто сделает это быстрее и правильнее. Эту игру можно усложнить, предложив ученикам описать предметы, называя цвет, размер и т.д.).

Второй вариант: на столе лежат пред­меты, на которые дети могут смотреть одну минуту, затем закрывают глаза. Учитель убирает несколько вещей. Дети открывают глаза и записывают названия отсутствующих предметов (или дают их описания).

Третий вариант: дети разбиваются на пары, смотрят друг на друга одну минуту, затем описывают товарища в своих тет­радях. Эту игру лучше предварить бесе­дой об известных детективах, таких как, например, Шерлок Холмс и др., обладав­ших феноменальной зрительной памя­тью. Ученик, победивший в этой игре, получает титул «Лучший детектив».

Ø   Кто больше? Для игры используются стаканчики из-под йогурта (по количеству учени­ков). Каждый учащийся пишет на своем стаканчике слова в разных направле­ниях (можно использовать анаграммы). Количество слов на стаканчиках долж­но быть одинаковым. Выигрывает тот ребенок, который правильно написал все слова.

Ø   Картинка. Каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т.д. представители команд выходят к доске, разделенной на две части, и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. После того как обучаемый написал слово, он должен прочитать его и показать свою картинку. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим количеством ошибок запишет все слова.




< Назад